Зачем нужно высшее образование

Содержание

Зачем люди получают высшее образование и нужно ли оно вам?

Если вы не уверены, что вам нужно высшее образование и хотите понять, зачем люди вообще тратят годы жизни на получение диплома, я с радостью готова поделиться с вами своим мини-исследованием на эту тему, которое основано на моем личном опыте и опросе разных людей.

Я сама долго не могла определиться, стоит ли поступать в ВУЗ, ведь кажется, что мир вокруг совсем изменился, что уже совсем другие требования от работодателей, а учеба — это просто дань системе.

Однако не люблю я делить мир на черное и белое. Поэтому, чтобы иметь наиболее объемное представление об этом вопросе я стала искать информацию из первых уст в интернете, пересмотрела на эту тему весь русскоязычный ютуб и пообщалась со всеми знакомыми.

В подавляющем большинстве случаев у людей высшее образование было, либо они находились в процессе его обретения. Я спрашивала, почему, зачем и для чего.

Нынешние студенты поделились на три основных категории.

  • Те, у кого горят глаза. Люди, которые мечтают изменить мир именно в этой сфере и стремятся в ней развиваться. Получение образование было очевидной потребностью. Таких меньше всего.
  • Те, кто понимал, что нужно поступать. Просто нужно и все. И выбрал ВУЗ, специальность. Либо ту, которая ближе. Либо ту, которую родители посоветовали. Либо ту, после получения которой платят побольше по статистике. Таких большинство. Люди, которые пока что не до конца представляют, будут они работать по специальности, в смежной сфере или учатся там из чистого интереса. Просто принято после школы поступать куда-то. Я так на журфак пошла (и бросила благополучно).
  • Те, кому образование нужно по личным обоснованным причинам: чтобы получить повышение на работе, чтобы прокачать экспертность в интересной для себя теме, чтобы получить определенный статус, чтобы в армию не идти, в конце концов. То есть образование — как способ решения какой-либо проблемы или потребности. Такие встречаются. В процентном соотношении даже по ощущениям тяжело прикинуть, сколько. Но есть.

Люди, которые высшее образование получили достаточно ощутимый период времени назад (5-15 лет), отзывались об этом решении по-разному.

  • Получил образование, поставил диплом на полочку, он теперь пылится. Никто никогда его не спросил и не потребовал. «Еще бы, я даже не по специальности работаю» — часто слышу такое.
  • Именно студенческие годы у многих связаны с самым большим количеством открытий: глубокие отношения, настоящие друзья, обретение самостоятельности, первая работа, управление личным временем и финансами — и все это на фоне беспечности, веселья, свободы и моря общения. Таким образом ВУЗ рассматривается как место, которое нужно не столько для получения знаний, сколько для попадания в тусовку единомышленников. Однако это куда больше относится именно к дневной форме обучения.
  • Еще часто называли такую причину для получения высшего образования: развитие общей культуры своей личности, обретение навыков учиться, быть ответственным, выходить из сложных ситуаций, организовывать себя и свое время, возбуждать в себе интерес к тому, что изначально было скучно. В этом случае ВУЗ — как школа жизни. Место, где ты сам готовишь себя к реальной жизни, либо он готовит тебя сам, в зависимости от уровня осознанности.
  • Ну и, конечно, были те, для кого получение высшего образования было естественным путем. Кто-то с детства мечтал стать актером, поэтому пошел в театральный ВУЗ, где обрел и навыки, и нужные контакты, и бонусом подтверждающий все это документ — диплом. Таких меньше всего.

Я думала над этими причинами и все-таки ни одна из них не казалась мне достаточно убедительной, чтобы вложить в получение «вышки» 4+ года своей жизни.

Из личного опыта: где и кем я работала без образования

После полугода учебы на журфаке я оттуда ушла. Освободила бюджетное место для того, кому оно и правда нужно. С этого начался мой путь поиска.

Спустя пару месяцев после этого «расставания» я стала работать. И с новыми карьерными успехами я все более отчетливо понимала, что для работы высшее образование вовсе и не обязательно. Ну, оно не дает никаких преимуществ по сути.

Это работает не во всех сферах, естественно. Нельзя без образования работать врачом или юристом, например. Нельзя работать в государственных организациях любого уровня и масштаба. В этих случаях необходимость получения высшего образования очевидна.

Я преподавала в лагере рисование и ту самую журналистику вперемешку с русским языком. Делала визитки ручной работы. Рисовала аквагрим. Была няней. Занималась организационными вопросами в лагере, помогала со скучными бумажными делами руководителю и до какого-то момента принимала активное участие в оптимизации существующих процессов.

И потом я оказалась в «Жажде творчества». Я стала самым молодым сотрудником. Творческим координатором. Я была тем человеком, у которого в прямые обязанности входило быть в курсе всех нюансов творческих мастер-классов. И не важно, рисование это, флористика, приготовление пиццы или мультипликация.

Я весьма успешно управляла работой склада, писала инструкции для мастеров (чтобы они это успешно проводили уже на площадке), составляла списки материалов, по которым все закупалось, консультировала отдел по работе с клиентами.

И это в 19. Без высшего образования.

Мне доверяли, а я ответственно подходила к задачам. Меня направляли, а я прислушивалась к обратной связи. И без конца стремилась к улучшению качества своей работы. И меня за это ценили. Несмотря на то, что моих предложений по улучшению было куда больше, чем возможно реализовать.

Я тогда с каждым днем все более четко понимала: для успешной работы нужно отнюдь не высшее образование. Нужны мозги. Нужно желание. Нужен интерес. Нужны навыки — в зависимости от сферы деятельности.

Само по себе педагогическое образование, например, не делает людей педагогами. А опыт может. И второе может быть без первого. Я тому живой пример. И это безо всяких там «связей» и знакомых людей в нужных местах.

Согласитесь, с такими выводами очень легко решить, что «вышка» — вообще пустая трата времени. Будто это формальность, которая никому не нужна.

Однако логика и здравый смысл говорили мне: не может ошибаться такое огромное количество людей. Образование — это полезно. Нужно только найти, чем оно может пригодиться именно мне.

Какие причины получать вышку казались мне не убедительными?

  • Дневное отделение я не рассматривала совсем в силу объективных причин. А именно — моего финансового положения. Было просто очевидно, что мне нужно умудриться обеспечить себя самостоятельно. А значит, все «плюшки» в виде веселья, общения и тусовок проходили мимо. Туда же шли скидки на проезд, в театр и прочее.
  • Умение организовать себя, выработать в себе навыки для дальнейшей успешной работы и прочее из этой темы — прекрасно. Но только дело в том, что работа над реальными проектами и задачами, от которых действительно зависит не только твоя оценка, но и иногда судьба компании… как бы, это куда больше мотивирует к развитию. Это куда более эффективно и в более сжатые сроки учит тебя всему, что нужно. А я уже работаю. Собственно, поэтому с этой стороны образование тоже не котировалось моим внутренним критиком.
  • Специальности, о которой я мечтала с детства всю жизнь — не было. Круг моих интересов достаточно широк. И выбрать что-то одно — огромное испытание. Я не могла позволить себе отказаться от всего ради чего-либо. Хотя какое-то время делала попытки.

В итоге я поняла, что универсальных решений, как и одинаковых людей, не существует. У всех разные исходные данные и разные цели. И нужно учитывать максимум факторов, чтобы сделать максимально конструктивный выбор.

Я для себя приняла решение, что высшее мне всё-таки нужно. И вот о каких вещах часто забывают.

Мои личные аргументы в пользу высшего образования

  • Законченный бакалавриат открывает двери в магистратуру. Об этом мало кто думает, но перечень магистерских программ намного шире и интереснее! Бакалавриат — это всего лишь «базовое» высшее. Можно не знать, куда поступать лишь по той причине, что ты не знаешь, какие возможности перед тобой появляются после. Например, на базе психологии, где я учусь, можно поступить на специальность «когнитивные науки» и изучать то, как работает наше мышление. Знала бы я об этом школьницей, я бы, вероятно, не стала терять времени на журфаке.
  • Диплом о Высшем образовании как таковой дает возможность проходить огромное количество курсов повышения квалификации и профессиональных переподготовок. Независимо от того, по какому профилю у тебя диплом. А лишать себя возможности учиться где-либо сознательно — вообще не в моем стиле. Не по всем технологиям существуют курсы, доступные без диплома. А это важно. Откуда ж я знаю, что мне будет интересно через 10 лет?

Итак, какие вопросы стоит задать себе, чтобы понять, стоит ли вам заморачиваться по поводу высшего образования.

Вопросы для самокоучинга

  1. Буду ли я работать по специальности?
  2. Можно ли работать по этой специальности без высшего образования?
  3. Какие знания и навыки я получу?
  4. Можно ли получить эти знания и навыки вне университета?
  5. Что, кроме профессии, даст мне учеба в ВУЗе? Как я испоьзую эти ресурсы?
  6. Если мне не удастся использовать диплом по назначению — при устройстве на работу, я не пожалею об этом? Буду ли я уверен, что время не потрачено зря?
  7. Какие есть возможности развития у меня, когда я закончу бакалавриат?
  8. Люблю ли я вообще учиться?
  9. Не навязывает ли кто-то мне своё видение по этому вопросу?
  10. Если я решу не получать образование, как изменится моя жизнь относительно той, где у меня есть диплом?
  11. Какие вообще у меня планы на жизнь, работу и карьеру?
  12. Мне необходим диплом, знания, навыки, статус или «пропуск» куда-то в будущем?
  13. Какой ценой мне дастся учеба на вышке? Сколько я потрачу денег, времени, сил, других ресурсов? Готов ли я к этому?
  14. А главное: есть ли у меня внутренняя потребность этим заниматься?

Я свой выбор сделала. И на то, чтобы сделать этот выбор, я потратила два года жизни, о чем ни капли не сожалею. Вам я желаю найти лично СВОЙ ответ на вопрос, для чего и почему люди получают высшее образование, и в соответствии со своим видением принять решение на это счёт.

Просто будьте собой

За и против: нужно ли получать высшее образование

Мнения читателей Т—Ж

Почти у 54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет есть высшее образование. С другой стороны, примерно столько же считают, что значимость диплома вуза сильно преувеличена.

Мы попросили высказаться читателей Т—Ж и собрали разные аргументы. Почему многие недооценивают колледжи, как диплом может помочь потенциальным эмигрантам, для кого кроме врачей и учителей высшее образование принципиально и действительно ли корочка открывает все двери — в новом выпуске рубрики «За и против».

Читайте также:  Что такое диафрагма человека и где она находится

Против: вуз отнимает время, которое можно потратить на работу

Начал учиться на химика-технолога, но уже на втором курсе стал работать системным администратором. Понял, что химия не мое, и ушел из вуза на третьем курсе. Успешно рос как специалист, росла и зарплата.

Потом жена убедила получить диплом, и в 22 года я снова пошел учиться. Поступил на платную заочку по специальности, сразу на третий курс: обучение в предыдущем заведении зачлось.

Заочка все равно требовала много времени, так что пришлось сменить работу. Зарплата стала меньше, а я на три года увяз в болоте — в работе, где нет развития.

Сейчас мне 28, с женой развелись, диплом пылится на полке, а я все еще системный администратор с зарплатой выше среднего по рынку. Уверен, что могло быть еще больше.

Итого: ранние браки ненадежны, а если вы уже работаете и не ощущаете, что обучение в вузе будет полезно, то не слушайте никого и не тратьте время.

За: сотрудникам с высшим образованием платят больше

Пока учился на заочном отделении, работал системным администратором на протяжении почти 10 лет. В это время я с трудом сводил концы с концами и учился экономить. При устройстве на работу у меня не требовали диплом, но с ним на той же должности моя зарплата была бы значительно выше.

За три года с дипломом зарплата выросла в четыре раза — сейчас финансовых трудностей нет. Там почти все тройки, но на оценки не смотрят.

Благодаря диплому работаю в большой и успешной ИТ-компании. Каждые два месяца командировки в Европу, вся работа без стрессов, а платят существенно больше, чем коллегам на такой же должности, но без диплома, хотя они не знают об этом.

Когда я сам нанимаю человека и вижу, что у него есть высшее образование, я понимаю, что он может довести дело до конца.

Против: много бесполезных предметов и заданий

Училась в одном из лучших вузов своего города-миллионника на бюджете — непонятно зачем пять лет ксерила бесконечные рефераты.

Процесс был устроен максимально неэффективно. Предметы между собой никак не связаны, преподаватели или не могут толком выразить мысль, или диктуют по учебнику, или просят от руки переписывать их конспекты.

Благо я решила параллельно самостоятельно освоить другую профессию. Учебу не бросила только потому, что родители были сильно против, — так и дотянула, зато красный диплом. Но при приеме на работу его ни разу не спросили.

За: некоторым работодателям диплом важен

В 19 лет я попробовала устроиться на работу делопроизводителем, диплома у меня не было. Тогда на этой должности можно было получать 23 000 рублей на начальных этапах, но без высшего образования не брали. Я подходила по всем параметрам, кроме диплома, и в итоге мне предложили работу секретарем за 17 000 рублей. Это был важный момент, когда я осознала, что любая корочка в России ценится выше, чем навыки, молодость и энтузиазм.

Меня не раз спрашивали о наличии диплома, и порой эйчар не скрывал пренебрежения после того, как я отвечала «нет». В итоге я решила говорить, что планирую поступать в будущем году, и на меня стали смотреть доброжелательней. С того времени я два раза поступала в колледжи — и оба раза бросила. Сейчас же поняла, что именно мне нужно, и уже поступила в вуз.

Против: есть хорошие профессии, для которых не нужно высшее образование

96% населения высшее образование не нужно, особенно такого низкого уровня, как у нас. А вот среднее профессиональное очень нужно всем. Высшее образование должно быть для науки, а не чтобы Вася или Петя пошли с дипломом вуза класть кирпичи и пилить доски.

Многие пилоты не имеют высшего образования. Существуют аэроклубы, в основном коммерческие, которые предоставляют курсы пилотирования и часы полетов. В них действует ступенчатая система обучения.

Первая ступень — сертификат пилота-любителя, с которым вы уже можете летать, но вряд ли сможете найти работу.

Вторая ступень — пилот коммерческого характера. Этот сертификат можно получить, только если вы прошли предыдущий этап обучения. В этом случае вы уже имеете право работать, водить легкие самолеты, отправляться в коммерческие рейсы на воздушных средствах с одним двигателем. Таких пилотов обычно берут в небольшие авиакомпании для полетов на короткие расстояния.

Третья ступень — линейные пилоты. На эту категорию можно претендовать, только если вы прошли предыдущие этапы обучения или самостоятельно получили диплом пилота в вузе. Такие специалисты имеют право водить любой самолет, летных часов у них в десять раз больше, чем у выпускника вуза. Именно таких пилотов и ищут авиакомпании-работодатели. И не просто ищут, а в буквальном смысле отслеживают и ждут. Так что, когда вы летите в самолете, им, скорее всего, управляют пилоты без высшего образования.

За: есть хорошие профессии, в которых без высшего образования не обойтись

Я инженер систем теплогазоснабжения и вентиляции. В такую сферу без диплома на работу не берут, поэтому зарабатываю, конечно, больше, чем получал бы без образования. Теоретически, конечно, могут взять и без диплома, но нужно доказать делом, что ты умеешь работать. Хотя все мои коллеги так или иначе с профильным образованием.

Без образования я мог бы пойти на стройку монтировать эти самые системы. Труд тяжелый, условия проживания чаще всего отвратительные. Особенно если работать не в своем городе, что часто бывает у монтажников в частных фирмах. Все зависит от того, где компания выиграет тендер.

Хорошее техническое образование, на мой взгляд, даже полезнее, чем другие направления, потому что после учебы ты так или иначе найдешь работу по специальности, а не пойдешь раздавать листовки. Творческим профессиям проще обучиться в свободное время на курсах или читая книги, а после подтверждать свой профессионализм через портфолио. В технической среде диплом — это минимальная гарантия того, что вы что-то знаете и умеете, понимаете логику работы.

Против: иногда полезнее пройти профессиональные курсы

У меня есть среднее специальное библиотечное образование и высшее библиотечное образование. Оба — полный пшик, пустышка, дно.

В Екатеринбурге средняя зарплата библиотекаря — 15 000 рублей в месяц. Я работаю в библиотечной сфере, но не в бюджетном учреждении, так что моя зарплата выше — 35 000 рублей.

Но самое смешное — то, чему нас учили пять лет, вообще не пригодилось. А вот трехдневные курсы по работе в каталогизаторе «ИРБИС» очень помогли.

За: с высшим образованием проще переехать за границу

Если вы попытаетесь эмигрировать, поступая на бакалавриат в иностранный вуз, придется сдавать местный аналог ЕГЭ. У местных школьников в этом случае будет большое преимущество, потому что они готовились к этому с детства и идеально знают язык, на котором проходит экзамен. В магистратуру же обычно принимают по результатам конкурса портфолио. Нужно будет сдать только языковой экзамен, но он общий для всего мира и его можно сдавать на родине.

При эмиграции по работе диплом тоже является существенным преимуществом, а иногда и обязательным условием.

В общем, если хочется уехать из России, но нет жены-иностранки, миллионного бизнеса и не везет в лотерее на грин-карту — или не хочется в США, — то диплом будет огромным плюсом.

Против: в школе и вузе не учат тому, что действительно пригодится в жизни

Родители отправили меня на химический факультет, который я бросил через полтора года. Через некоторое время попал в интересующую меня сферу — провайдерство.

Тогда решил отучиться на соответствующую специальность хотя бы заочно. И не узнал ничего нового за время учебы! Более того, как практику, мне иногда очень хотелось поспорить с преподавателями-теоретиками.

В итоге я получил диплом скорее для родителей, воспользовался двумя лишними учебными отпусками в год в течение шести лет — все довольны, но реального толку нет. Бумажка эта мне за 10 лет ни разу не пригодилась.

И, честно говоря, жалею, что был хорошистом в школе: это не помогло моей коммуникабельности и решительности. Если бы больше времени проводил в обществе, а не уроки учил, может, сейчас лучше бы понимал людей.

ЗА: высшее образование помогает смотреть на мир шире

Я поступил на философский факультет УрФУ. К третьему курсу начал включаться во всяческие конференции и получать стипендии. Полтора года магистратуры буржуазно прожил отдельно от родителей на гранты, которые смог для себя выбить из различных фондов. Чтобы как-то устроить себя в жизни, в это же время я погружался в интернет-маркетинг через различные курсы, книги и тысячи статей. Где-то подрабатывал для практики.

В конце магистратуры выдался шанс поехать учиться в Копенгагенский университет. Там я прошел курс по Digital Strategic Communication, где закрепил все, что уже успел изучить до этого, и узнал кое-что новое. Пока находился в Копенгагене, прошел собеседование и получил оффер от екатеринбургского диджитал-агентства. Через неделю после приезда уже вышел на работу с зарплатой выше средней по городу.

Эта история не может служить ни для кого инструкцией, но я уверен, что она со мной случилась именно благодаря моему образованию, которое сформировало у меня определенный подход к жизни и образ мышления.

Высшее образование формирует целостный взгляд на тот мир, что существовал еще до вашего появления в нем. Через обсуждение сложных тем вы развиваете гибкость и глубину мышления. Вопрос в том, чего вы сами хотите: просто зарабатывать деньги или еще и понимать, что происходило и происходит вокруг вас.

Необязательно идти в университет сразу же после школы, так как 98% фрешменов вообще не понимают, чего они хотят от жизни. Но высшее образование я все же считаю необходимым. Главное — найти нормальный вуз и правильно потреблять это образование, а не просто ходить на пары с айфончиком посидеть.

Зачем нужно высшее образование: Обязательно ли учиться в вузе, чтобы хорошо зарабатывать

Итак, средняя зарплата очень среднего молодого специалиста по сравнению с 2015 годом в 2016 году выросла. аж на 300 рублей. Это если выпускник вуза нашел работу. Недавно опубликованный мониторинг Минобрнауки дает цифры: находят чем заняться только 75% окончивших университеты и институты. В мониторинге, правда, не говорится соответствует ли полученная в высшем учебном заведении специальность тому, за что молодому человеку платят зарплату. Могу предположить: работа продавцом в овощном магазине или приемщиком в химчистке – тоже вариант для выпускников экономических и юридических факультетов.

Вопрос только – нужно ли было просиживать четыре года в аудитории, чтобы потом раскладывать по полкам капусту и укроп? И зачем вообще нужно высшее образование? (Кстати, выпускники экономических и юрфаков в среднем даже недотягивают и до 27 700 – у них зарплаты 27 тысяч и 26 тысяч рублей соответственно.)

Средняя зарплата выпускника вуза в прошлом году составила 27 700 рублей Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Кто молодец

Собственно, мониторинг дал вполне ожидаемые результаты. Находят работу по специальности и неплохо зарабатывают выпускники МГУ , СПбГУ и Национальных исследовательских университетов – такой статус не так давно получили ведущие российские вузы (см. таблицу). Среди нужных специалистов – авиационные и ракетно-космические инженеры, медики, фармацевты, знатоки ядерной энергетики, теплоэнергетики, химических технологий, геологи, горняки и нефтяники (см. таблицу).

Но таких специалистов у нас готовят полсотни вузов. Вопрос – а кого готовят остальные почти девять сотен?

Вуз или не вуз

– А-а-а, вот ваши дети университеты пооканчивали, а наших вы в ПТУ запихнуть хотите! – это обычная первая реакция на разговор о том, куда поступать и зачем.

Читайте также:  Стандарты обслуживания в ресторане: какие они

И на следующий вопрос: «А вы уверены, что именно вуз сделает дальнейшую жизнь вашего ребенка счастливой и успешной?» возникает долгое задумчивое молчание.

Школа, вуз, работа – это давно привычная схема. И мало кто из родителей, а тем более бабушек и дедушек готов согласиться, что она устарела. Между тем большинство вузов не столько учат, сколько доращивают детишек. Первые два года минимум. Только где-то лет в 19 у ребят просыпается понимание: «Ой, куда я поступил? Зачем мне это?!»

Главный вопрос – не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

– Главный игрок на рынке профориентации – вуз, – рассказывал на Радио « КП » Владимир Оглоблин , партнер профориентационного портала «Проект Про», эксперт комитета по образованию «Деловой России ». То есть только в вузе, и то не сразу студенты соображают, какую профессию получают. И задумываются.

В итоге выходят условными «специалистами» и не в состоянии выстроить карьеру. Да и какому работодателю нужен вялый специалист, который из-под палки делает нелюбимое дело?

А можно было поступить по-другому? Можно! Вуз – это только одна из возможных траекторий. И не всегда лучшая. Слабый вуз – почти всегда гарантия неуспешности в жизни после его окончания. Знаний мало, перспективы доучиться немного. При этом сегодня вариантов, чтобы выстроить успешную карьеру, множество.

– Главный вопрос – не где учиться, а какой набор навыков, умений, знаний ты хочешь получить, чтобы стать успешным и востребованным на рынке труда, – объясняет Оглоблин. – Ты выбираешь учебное заведение по тому, какие компетенции оно тебе дает, как изменится твоя цена после этого на рынке. Это как в компьютерной игре. Занял один уровень, прокачал, набрал силу и иди на следующий. Для этого есть колледжи, курсы, онлайн-обучение, короткие программы, образовательные семинары. В колледже за два-три года можно получить профессию программиста, системного администратора, специалиста по туризму или гостиничному хозяйству, дизайнера, слесаря, оптика. Мерчандайзер (товаровед по-старому) в Москве может рассчитывать максимум на 35 – 40 тысяч рублей. А токарь 5-го разряда, разбирающийся в современных станках и технологиях, будет зарабатывать от 50 тысяч, а то и все 100. Хочешь развиваться дальше – прокачивай следующий уровень.

– Выбор вуза в этом смысле – это длинное, сложное и рискованное дело, – продолжает Оглоблин – В советское время можно было за пять лет получить диплом и потом почти всю жизнь его монетизировать. Сегодня надо постоянно развиваться. Помните, в прошлом десятилетии были популярны пейджеры? Их выпускали сотнями тысяч, компании работали. За пять лет индустрия развернулась и исчезла. А скоро исчезнет такая отрасль, как автомобильные перевозки. Вернее, принципиально изменится. Не нужно будет столько водителей, диспетчеров – по дорогам будут ездить машины с автопилотом.

– А если все-таки родители настаивают – надо идти в вуз?

– Мой совет: выбирать максимально сложное для себя. Если уж ты тратишь 4 – 5 лет жизни, постарайся выжать из них максимум, пока мозг активный, пока нет нагрузки в виде семьи, ипотеки. Думаю, менеджмент, экономика, юриспруденция, любая гуманитарная специальность, которую можно получить, почитав книги, послушав онлайн-курсы, – это не то, на что стоит тратить время в вузе.

ВАЖНО!

По данным Аналитического центра при правительстве РФ , в ближайшее время каждый десятый выпускник вуза может остаться без работы после завершения обучения. Предложение превышает спрос на рынке труда на 18%.

Для того чтобы получать образование, а не «доращиваться» в вузе, теряя годы, нужно еще в школе понимать, кем хочет стать ребенок. Можно ли определиться еще за партой? Владимир Оглоблин говорит: можно.

– У ребенка, вполне естественно, не может быть полного представления о той или иной профессии, – объясняет Владимир. – Поэтому мы употребляем такое слово, как «гипотеза». В каком месте ребенку было бы интересно, комфортно, где бы мог зарабатывать? – рассуждаем мы вместе с родителями. – Ребенок говорит: хочу быть маркетологом. Отлично. Что для этого нужно, чтобы проверить эту его гипотезу? Можно пройти тест, посмотреть, как твои способности коррелируют с этой профессией. Можно сходить в компанию, которая занимается маркетингом, посмотреть на этих людей, понять, хочешь ли ты среди них всю жизнь прожить. Есть вузы, в которые можно сходить. Есть лидеры профессионального мнения, состоявшиеся маркетологи, биографию которых ты можешь изучить и подумать, насколько тебе такой путь в жизни близок. Есть практики и стажировки – не думаю, что какая-то компания откажет, если придет школьник с родителями и попросит посмотреть, как здесь работается сотрудникам.

– Насколько объективны тесты?

– Тест позволяет ребенку сориентироваться хотя бы в первых двух-трех гипотезах, кем он хочет стать. Тесты бывают разные. Есть Центр гуманитарных технологий при МГУ с базой, основанной еще на исследованиях советской школы. Причем тест можно пройти дистанционно из любого региона. Он помогает найти свой вуз. У нас тоже есть свой тест – он больше ориентирует на выбор профессии, а не вуза. Чем раньше вы нащупаете, что вашему ребенку интересно, тем больше шанс, что он станет успешным.

Высшее образование: нужно ли?

Что думаете по этой теме?

Я занимаюсь репетиторством более двух лет. Дети попадаются разные, некоторым нужно дать лишь легкий толчок для того, чтобы заинтересовать их предметом, а некоторых приходится долго и упорно раскачивать, чтобы получить хоть какой-то интерес и отдачу.

Так вот, вчера вечером мне позвонила одна взволнованная мама, она была встревожена тем, что ребенок абсолютно отказывается учиться и она срочно ищет репетиторов, чтобы ребенка не оставили на второй год. Ситуация аховая, почти по всем предметам выходят двойки, в том числе и по алгебре, физике и геометрии. Я пообещала попытаться помочь и разобраться в чем же дело.

Придя к ученику домой, я увидела расстроенную маму Паши. Она с грустью сообщила, что скорее всего Паше придется остаться на второй год в 8 классе. Папа добавил, что еще в прошлом году Паша учился только на хорошие отметки. Почему мальчик вдруг решил, что учеба ему не нужна, папа с мамой не могли понять. На мой вопрос, почему же раньше они не обратились к репетиторам или детскому психологу – родители пожали плечами, и я поняла, что придется разбираться с тем, что имеем на данный момент. Времени оставалось катастрофически мало – полтора месяца до лета.

От родителей я также узнала, что школа Паши выбрала триместровую систему аттестации. В первом триместре у мальчика практически все тройки, а во втором – двойки, поэтому последний триместр и станет решающим в вопросе о переводе в следующий класс.

Зайдя в детскую комнату, я увидела ребенка, вцепившегося в компьютерную мышку. Он как зомби пялился в экран и пугал меня своей скрюченной спиной. На экране компьютера горел ярлык социальной сети и, кажется, всё начало проясняться.

Немного поговорив с мальчиком, я поняла, что ребенок вполне адекватный, рассуждает очень осознанно и уверено, имеет свою точку зрения, пускай и далекую от истины. Я поинтересовалась, почему же он так забросил математику и физику, на что он мне серьёзным тоном ответил: «А зачем мне математика и физика, я собираюсь стать бизнесменом. У большинства богатых и известных людей нет образования, и они живут в дорогих пентхаусах, летают на частных самолетах, и я тоже стану таким. Родители только и твердят, что нужен диплом и тогда жизнь сложится. Вон, дядя Вова – сосед – два диплома, а постоянно денег нет, то сахар у нас попросит, то муку, ходит по подъезду побирается. Ездит на своем старом развалившемся велосипеде. Оно мне надо?». От такого потока аргументов я оторопела. Но стало ясно, откуда растут «ноги». Сейчас в социальных сетях повсеместно гуляет информация о том, что многие известные и успешные люди очень плохо учились в школе и не имеют высшего образования. «Эйнштейн был троечником, Марк Цукерберг бросил престижный вуз и стал миллионером, ты тоже можешь быть таким, отбрось условности» – эти и тому подобные призывы дезинформируют детей, показывают только одну сторону монеты и не рассказывают о том, какова реальная цена успеха. Тяжелый труд, бессонные ночи, сумасшедшая интеллектуальная прокачка, нервные срывы от безумного темпа работы – остаются за бортом повествования.

Вернемся к Паше. Как нормальный обыкновенный ребенок, он был подавлен нравоучениями родителей о высшем образовании и дипломе, он не мог выявить истину в этой двоякой картине – родители говорят одно, а в жизни он наблюдает совсем другое. Еще и сверстники полностью поддерживают его точку зрения и приводят всё новые и новые примеры. Результат – реакция полного отрицания и неприятия в сторону родителей. Ко всей этой нелицеприятной картине добавляем переходный возраст, в который итак родительский авторитет очень часто подвергается недетскому сомнению и получаем такое вот «намеренное нежелание учиться».

Порассуждав с Пашей о будущем еще немного, я пришла к выводу, что родители в корне неверно интерпретируют важность получения высшего образования. Точнее скажем так, саму тему важности образования для человека родители не затрагивают, а просто шантажируют Пашу тем, что без диплома он никогда не найдет работу, в его жизни не будет стабильности и ему придется мести дворы, чтобы хоть как-то прокормиться. Мальчик, видя противоположные примеры в жизни, вполне разумно отказывается от такой установки.

Родители Паши, испытывая волнение за судьбу своего ребенка пытались вселить в него всеми возможными способами мысль о том, что диплом – самое важное условие стабильности в современной системе. И, конечно, они отчасти правы, так как на сегодняшний день специалист без диплома имеет определенно меньше шансов найти работу. А если найдет, она будет оплачиваться в разы меньше, чем специалисту с «корочкой». Но на выходе получилось так, что родители мальчика разнообразными «пугалками» неосознанно закладывали в ребенка искаженную систему ценностей, которой он всеми силами сопротивлялся. Родители ставят основой – получение бумажки – формальность, а не знания и интеллектуальное самосовершенствование. Отсюда вытекает решительное нежелание учиться, прогулы и т.д.

Ребенку необходимо объяснить, что ни один успешный человек на самом деле никогда не бросал обучение. Эти знаменитые личности лишь заменили классическую систему образования – на самообразование. А самообразование –колоссальный труд и огромный риск. Только человек, обладающий сильной волей, упорством и огромным желанием учиться, сможет правильно самостоятельно изучать и обрабатывать информацию с позиции полноты, актуальности и нужности. Выбирая систему самообразования человек идет на огромный риск, потому как существует большая вероятность, что он не сможет самостоятельно мотивировать себя к получению знаний. Такую систему можно выбирать тем, кто действительно уверен в том, чем хочет заниматься, увлечен этим и уже сейчас проявляет интерес к получению дополнительных знаний и опыта в этой сфере, тем, кто можно сказать «горит идеей». Подростки крайне редко подпадают под эту категорию, эта система скорее подойдет для зрелой сформировавшейся личности. Я знаю огромное количество людей, которые бросали ВУЗы, думая, что им хватит мотивации самостоятельно продолжить обучение и добиться успеха, но они постепенно теряли интерес к жизни и неизбежно начинали деградировать. Поэтому исключать классическую систему образования очень опасно.

Классическая система образования очень удобна тем, что в ней существуют проверенные методы воздействия на мотивацию к учебе: экзамены, контрольные, срезы, сессии и т.д.

Объяснив это Паше, я увидела, что его уверенность в «бесполезности учёбы» немного осунулась. Но верить чужой тетеньке он конечно же не собирался. Главный разговор я оставила для родителей.

После урока за чашечкой чая мы с Пашиными родителями выяснили, что, как оказалось, из-за того, что они пытались втемяшить Паше, что в ВУЗ надо поступать для получения бумажки, а не для получения знаний и опыта, у Паши сложилось адекватное мнение – бумажка не нужна, можно быть успешным и без такой бесполезной траты времени. И он прав, потому что, если ходить в школу или в университет ради бумажки – толку будет мало, впрочем, как и знаний.

Читайте также:  Как записать интернет-трансляцию

Если у Вас вдруг сложилась подобная ситуация, попробуйте поговорить со своим ребенком и объяснить ему, что количество денег не счету в банке или величина зарплаты никогда не станут реальными ценностями человека. Только знания, опыт и развитые мозги – действительно помогут добиться успеха в любимом деле.

Кстати у Паши всё сложилось благополучно, на следующем занятии мы стали пытаться восполнить пробелы в знаниях, мальчик всё схватывал на лету – способный. Конечно, за полтора месяца невозможно выучить то, что упущено за целый год, но учителя пошли навстречу. Видя старания мальчика, они разрешили пересдать контрольные на летних каникулах и Паша всё-таки перешел в 9 класс.

Зачем и для чего мне нужно высшее образование?

Ведь работают и зарабатывают больше меня?

Как это зачем высшее образование? Теперь Вы без особых проблем сможете устроиться работать грузчиком, охранником или даже парковщиком. Все двери, можно сказать, открыты перед Вами.

Как ни крути, а при приёме на работу смотрят на наличие ‘вышки’. Недавно приходилось отвечать на подобный вопрос. Дублировать не буду, но вкратце, повторюсь. Одного из моих родственников не смогли повысить (а должность была весьма и весьма хорошая и оплачиваемая), потому что у него не имелось высшего образования. Вот и остался он простым работником, а потом и вовсе уволился.

Я считаю, что с высшим образованием, как ни крути, но дверей во ‘взрослый мир’ тебе открыто куда больше. И как бы там не говорили, что ‘вышка’ не нужна, всё это пустая трата времени и так далее – всё это не так. Нужна. Человек, получивший высшее, даже как-то увереннее себя чувствует, что ли, на ступень выше остальных.

А что уж говорить о студенческих годах – это вообще самое классное время юности!

Высшее образование в этой стране нужно, если вы собираетесь здесь работать, потому как давно повелось, что, если вы институт не закончили, то вообще ни на что не способны и жизнь не удалась. И работодатели до сих пор так думают.

А если серьезно, то оно очень полезно, если вы выберете правильный вуз, в котором вы можете получить знания от хороших преподавателей, познакомиться с хорошими людьми. Съездить на стажировку от вуза, заняться научными исследованиями, если есть подобные мысли. Хорошо провести время в студенческие годы, в конце концов.

Дело не только ведь в зарплате и что кто-то где-то получает больше, дело в перспективах и в расширении горизонта.

Зачем именно вам высшее образование, решать только вам.

В большинстве цивилизованных стран правильное высшее образование является серьёзным социальным лифтом, пропуском к карьерному росту и материальной обеспеченности. К сожалению, у нас другие социальные лифты, более напоминающие “чёрный ход”. Поэтому всё строго индивидуально. В любом случае, не нужно получать высшее образование, просто “чтобы было”.

Высшее образование очень важно для общего развития. Многие дисциплины интересны и многогранны. Я всегда, поступая в ВУЗы, горела желанием узнать что-то новое, интересное. Проблема заключалась в том, что многие преподаватели не умеют подавать материал, поэтому некоторые предметы давались трудно. Я училась в 4-ех ВУЗах, поэтому знаю, о чем говорю. Мною сдано около 300 дисциплин, и я могу считать себя специалистом широкого профиля.

Важно развиваться. Интеллект и эрудиция – это то, что формируется в процессе обучения.

Нужно себя приучить получать удовольствие просто от этого, а вот это не просто!

Для многих мотивирующим фактором является диплом, который тоже может сыграть значительную роль в жизни при трудоустройстве на работу. Образованные люди, как правило, это руководители высшего звена, слишком хорошо знают систему и цену нашего образования, поэтому отдают предпочтение высококвалифицирован­ ным специалистам.

Как-то я прочла замечательные строчки о том, что нам может не пригодиться в жизни ни геометрия, ни физика, ни химия, которые мы учили, но нейронные связи, сформированные в процессе обучения, останутся навсегда.

Поэтому нужно учиться, учиться и ещё раз учиться!

Высшее образование: нужно ли?

Что думаете по этой теме?

Я занимаюсь репетиторством более двух лет. Дети попадаются разные, некоторым нужно дать лишь легкий толчок для того, чтобы заинтересовать их предметом, а некоторых приходится долго и упорно раскачивать, чтобы получить хоть какой-то интерес и отдачу.

Так вот, вчера вечером мне позвонила одна взволнованная мама, она была встревожена тем, что ребенок абсолютно отказывается учиться и она срочно ищет репетиторов, чтобы ребенка не оставили на второй год. Ситуация аховая, почти по всем предметам выходят двойки, в том числе и по алгебре, физике и геометрии. Я пообещала попытаться помочь и разобраться в чем же дело.

Придя к ученику домой, я увидела расстроенную маму Паши. Она с грустью сообщила, что скорее всего Паше придется остаться на второй год в 8 классе. Папа добавил, что еще в прошлом году Паша учился только на хорошие отметки. Почему мальчик вдруг решил, что учеба ему не нужна, папа с мамой не могли понять. На мой вопрос, почему же раньше они не обратились к репетиторам или детскому психологу – родители пожали плечами, и я поняла, что придется разбираться с тем, что имеем на данный момент. Времени оставалось катастрофически мало – полтора месяца до лета.

От родителей я также узнала, что школа Паши выбрала триместровую систему аттестации. В первом триместре у мальчика практически все тройки, а во втором – двойки, поэтому последний триместр и станет решающим в вопросе о переводе в следующий класс.

Зайдя в детскую комнату, я увидела ребенка, вцепившегося в компьютерную мышку. Он как зомби пялился в экран и пугал меня своей скрюченной спиной. На экране компьютера горел ярлык социальной сети и, кажется, всё начало проясняться.

Немного поговорив с мальчиком, я поняла, что ребенок вполне адекватный, рассуждает очень осознанно и уверено, имеет свою точку зрения, пускай и далекую от истины. Я поинтересовалась, почему же он так забросил математику и физику, на что он мне серьёзным тоном ответил: «А зачем мне математика и физика, я собираюсь стать бизнесменом. У большинства богатых и известных людей нет образования, и они живут в дорогих пентхаусах, летают на частных самолетах, и я тоже стану таким. Родители только и твердят, что нужен диплом и тогда жизнь сложится. Вон, дядя Вова – сосед – два диплома, а постоянно денег нет, то сахар у нас попросит, то муку, ходит по подъезду побирается. Ездит на своем старом развалившемся велосипеде. Оно мне надо?». От такого потока аргументов я оторопела. Но стало ясно, откуда растут «ноги». Сейчас в социальных сетях повсеместно гуляет информация о том, что многие известные и успешные люди очень плохо учились в школе и не имеют высшего образования. «Эйнштейн был троечником, Марк Цукерберг бросил престижный вуз и стал миллионером, ты тоже можешь быть таким, отбрось условности» – эти и тому подобные призывы дезинформируют детей, показывают только одну сторону монеты и не рассказывают о том, какова реальная цена успеха. Тяжелый труд, бессонные ночи, сумасшедшая интеллектуальная прокачка, нервные срывы от безумного темпа работы – остаются за бортом повествования.

Вернемся к Паше. Как нормальный обыкновенный ребенок, он был подавлен нравоучениями родителей о высшем образовании и дипломе, он не мог выявить истину в этой двоякой картине – родители говорят одно, а в жизни он наблюдает совсем другое. Еще и сверстники полностью поддерживают его точку зрения и приводят всё новые и новые примеры. Результат – реакция полного отрицания и неприятия в сторону родителей. Ко всей этой нелицеприятной картине добавляем переходный возраст, в который итак родительский авторитет очень часто подвергается недетскому сомнению и получаем такое вот «намеренное нежелание учиться».

Порассуждав с Пашей о будущем еще немного, я пришла к выводу, что родители в корне неверно интерпретируют важность получения высшего образования. Точнее скажем так, саму тему важности образования для человека родители не затрагивают, а просто шантажируют Пашу тем, что без диплома он никогда не найдет работу, в его жизни не будет стабильности и ему придется мести дворы, чтобы хоть как-то прокормиться. Мальчик, видя противоположные примеры в жизни, вполне разумно отказывается от такой установки.

Родители Паши, испытывая волнение за судьбу своего ребенка пытались вселить в него всеми возможными способами мысль о том, что диплом – самое важное условие стабильности в современной системе. И, конечно, они отчасти правы, так как на сегодняшний день специалист без диплома имеет определенно меньше шансов найти работу. А если найдет, она будет оплачиваться в разы меньше, чем специалисту с «корочкой». Но на выходе получилось так, что родители мальчика разнообразными «пугалками» неосознанно закладывали в ребенка искаженную систему ценностей, которой он всеми силами сопротивлялся. Родители ставят основой – получение бумажки – формальность, а не знания и интеллектуальное самосовершенствование. Отсюда вытекает решительное нежелание учиться, прогулы и т.д.

Ребенку необходимо объяснить, что ни один успешный человек на самом деле никогда не бросал обучение. Эти знаменитые личности лишь заменили классическую систему образования – на самообразование. А самообразование –колоссальный труд и огромный риск. Только человек, обладающий сильной волей, упорством и огромным желанием учиться, сможет правильно самостоятельно изучать и обрабатывать информацию с позиции полноты, актуальности и нужности. Выбирая систему самообразования человек идет на огромный риск, потому как существует большая вероятность, что он не сможет самостоятельно мотивировать себя к получению знаний. Такую систему можно выбирать тем, кто действительно уверен в том, чем хочет заниматься, увлечен этим и уже сейчас проявляет интерес к получению дополнительных знаний и опыта в этой сфере, тем, кто можно сказать «горит идеей». Подростки крайне редко подпадают под эту категорию, эта система скорее подойдет для зрелой сформировавшейся личности. Я знаю огромное количество людей, которые бросали ВУЗы, думая, что им хватит мотивации самостоятельно продолжить обучение и добиться успеха, но они постепенно теряли интерес к жизни и неизбежно начинали деградировать. Поэтому исключать классическую систему образования очень опасно.

Классическая система образования очень удобна тем, что в ней существуют проверенные методы воздействия на мотивацию к учебе: экзамены, контрольные, срезы, сессии и т.д.

Объяснив это Паше, я увидела, что его уверенность в «бесполезности учёбы» немного осунулась. Но верить чужой тетеньке он конечно же не собирался. Главный разговор я оставила для родителей.

После урока за чашечкой чая мы с Пашиными родителями выяснили, что, как оказалось, из-за того, что они пытались втемяшить Паше, что в ВУЗ надо поступать для получения бумажки, а не для получения знаний и опыта, у Паши сложилось адекватное мнение – бумажка не нужна, можно быть успешным и без такой бесполезной траты времени. И он прав, потому что, если ходить в школу или в университет ради бумажки – толку будет мало, впрочем, как и знаний.

Если у Вас вдруг сложилась подобная ситуация, попробуйте поговорить со своим ребенком и объяснить ему, что количество денег не счету в банке или величина зарплаты никогда не станут реальными ценностями человека. Только знания, опыт и развитые мозги – действительно помогут добиться успеха в любимом деле.

Кстати у Паши всё сложилось благополучно, на следующем занятии мы стали пытаться восполнить пробелы в знаниях, мальчик всё схватывал на лету – способный. Конечно, за полтора месяца невозможно выучить то, что упущено за целый год, но учителя пошли навстречу. Видя старания мальчика, они разрешили пересдать контрольные на летних каникулах и Паша всё-таки перешел в 9 класс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...